В Государственном таможенном комитете РУз состоялась пресс-конференция, посвященная разъяснению сути и значения Указа Президента Республики Узбекистан от 5 июня 2020 года № УП-6005 «О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан».
Настоящий Указ принят в целях реформирования таможенного администрирования, дальнейшего совершенствования и повышения эффективности деятельности таможенных органов, формирования «цифровой таможни», являющейся логическим продолжением и развитием «безбумажной и электронной таможни», а также ускорения имплементации в национальное законодательство общепринятых международных норм и стандартов в сфере таможенного дела.
Указом утверждены Концепция по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020-2023 годах и «Дорожная карта» по реализации данной Концепции.
Концепция включает в себя рекомендации Всемирной таможенной организации и подходы, основанные на опыте передовых стран по вопросам реформирования таможенного администрирования.
Концепцией определены следующие основные направления развития и совершенствования деятельности таможенных органов на 2020-2023 годы:
- дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в таможенной сфере;
- развитие институциональных основ деятельностии объектов инфраструктуры таможенных органов с оптимальным использованием имеющихся сил и средств;
- обеспечение прозрачности и эффективности деятельноститаможенных органов посредством внедрения современных и передовых информационно-коммуникационных технологий в таможенную сферу в рамках цифровой экономики;
- совершенствование реализации фискальной функции таможенных органов, упрощение тарифного и нетарифного регулирования ВЭД;
- борьба с контрабандойи нарушениями таможенного законодательства;
- подготовка, переподготовка и дальнейшее повышение квалификациии навыков сотрудников таможенных органов, усиление их социальной защиты;
- дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями и таможенными службами зарубежных стран.
Данный Указ в будущем послужит:
- увеличению поступлений по таможенным платежам в Государственный бюджет на 25 % ежегодноза счет дальнейшего совершенствования функций логического контроля информационных систем в таможенных органах;
- увеличению пропускной способности приграничных таможенных постов в 3 разаза счет расширения и модернизации;
- сокращению времени, затрачиваемого на таможенное оформление в 5 раз для экспортаи в 2 раза для импорта врезультате совершенствования таможенной информационной системы «Единое окно»;
- повышению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах за счет сокращения затрат участников ВЭД;
- упрощению процессов таможенного оформления и контроля, обеспечению беспрепятственного доступа к информации без участия человеческого фактора в соответствии с международными нормами и стандартами;
- уменьшению количества правонарушений, совершаемых сотрудниками таможенных органов;
- повышению инвестиционной и туристической привлекательности страны;
- увеличению экспортного потенциала;
- развитию инфраструктуры таможенных органов и усилению социальной защиты сотрудников.
Вместе с тем, настоящим Указом устанавливается, что:
- с 1 августа 2020 годаорганизации железнодорожного транспорта в режиме реального времени будут предоставлять в таможенные органы информацию о перемещении внутри страны вагонов и контейнеров, находящихся под таможенным контролем, путем интеграции своих информационных систем;
- с 1 сентября 2020 годатаможенная информационная система «Единое окно» будет внедрена также и на приграничных таможенных постах;
Начиная с 1 ноября 2020 года:
- время оформления грузовой таможенной декларации будет сокращено с 3 суток до 1 дняв зависимости от уровня риска;
- сократятся случаи таможенного сопровождениятоваров, с расширением использования альтернативных видов таможенного контроля;
- система управления рисками будет внедрена и на автодорожных приграничных таможенных постах;
- при временном ввозе транспортных средств перевозчику будет предоставлена возможность в режиме реального времени в электронной форме заблаговременно до истечения срока обратного вывоза осуществить продление срока временного ввоза и оплату причитающегося сбора;
- в таможенном режиме «переработка на таможенной территории» методика идентификации и оценки нормы выхода продукции будет разрабатываться самим субъектом предпринимательства.
В будущем планируется увеличить данные показатели посредством эффективного внедрения упрощенного таможенного оформления с применением «синего коридора», что в свою очередь требует дальнейшего налаживания таможенного контроля после выпуска товаров.
В этих целях, настоящим Указом на Государственный таможенный комитет возлагаются следующие дополнительные задачи:
- осуществление таможенного аудита после выпуска товаров, предусматривающего оценку деятельности участников ВЭД, а также проверку их учета после выпуска товаров и транспортных средств;
- координация деятельности органов санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан за применением ими мер нетарифного регулирования ВЭД;
- проведение глубокого факторного анализа структуры и динамики импорта и экспорта товаров, а также анализа причин увеличения объемов импорта;
- установление сотрудничества с заинтересованными ведомствами по вопросам углубления локализации производства и расширения промышленной кооперации.
В целях эффективной реализации возлагаемых задач таможенным органам также предоставляются следующие права:
- осуществление таможенного аудита товаров и транспортных средств с выездом на места их хранения и реализации;
- проведение проверки ведения учета ввозимых и (или) вывозимых товаров и транспортных средств, в том числе документов бухгалтерского учета и отчетности, а также первичных документов.
Вместе с тем, в структуре центрального и территориальных аппаратов ГТК РУз создаются новые подразделения по осуществлению:
- таможенного аудита;
- контроля нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности и таможенной экспертизы;
- анализу и сбору данных о перемещаемых товарах и транспортных средствах.
В структуре Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан в пределах общей штатной численности преобразовано:
- Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства в Главное управление по борьбе с контрабандой и таможенного аудита;
- Управление таможенной экспертизы и ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в Управление по контролю нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности и таможенной экспертизы.
На фоне данных изменений, Главой государства была поставлена задача по созданию специализированного подразделения в структуре Государственного таможенного комитета, осуществляющего масштабный дистанционный контроль за таможенными объектами в режиме реального времени с применением современных информационных технологий и возможностей, а также методов анализа на основе передового опыта таможенных служб зарубежных стран.
В соответствии с настоящим Указом Президента Республики Узбекистан была обновлена структура Государственного таможенного комитета, где выделено отдельное подразделение – Ситуационный центр в составе вновь созданного Главного управления по борьбе с контрабандой и таможенного аудита.
Ситуационный центр планируется укомплектовать высококвалифицированными кадрами, офицерами прошедших специальную подготовку в сфере ведения анализа и планирования, которые будут осуществлять:
- централизованный сбор, обобщение, обработку различных данных, для планирования и разработки рекомендаций в области противодействия возможным вызовам и угрозам, а также своевременного принятия упреждающих превентивных мер;
- мониторинг и координацию деятельности приграничных таможенных постов, в том числе дислоцирующих в международных аэропортах;
- предварительный контроль и фильтрацию граждан, товарови транспортных средств на приграничных таможенных постах, в условиях функционирования «зелёного» и «красного» коридоров;
- анализ и управления рисками;
- взаимодействие с другими правоохранительными структурами как Республики Узбекистан, так и зарубежных стран.
Указом внедрение системы управления рисками и на автодорожных приграничных таможенных постах становится особо актуальным.
Растущие объемы автодорожных перевозок и сопутствующие нагрузки на пункты пропуска требовали коренных изменений в осуществлении таможенного контроля в автодорожных приграничных таможенных постах.
Реализация данного мероприятия позволит:
- внедрить упрощенные формы таможенного контроля на границе посредством применения коридоров в зависимости от уровня риска;
- сократить время таможенного оформления;
- увеличить пропускную способность пунктов пропуска;
- сэкономить время и финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности.
Также, утвержденной Концепцией предусматривается внедрение на поэтапной основе системы управления рисками также и на железнодорожных и авиационных приграничных таможенных постах.
В соответствии с настоящим Указомвнедряется порядок, в соответствии с которым время оформления грузовой таможенной декларации сокращается с 3 суток до 1 дня после регистрации в зависимости от уровня риска.
Данное изменение позволит ускорить оформление товаров и транспортных средств участников ВЭД в кратчайшие сроки.
Кроме этого, в соответствии с утвержденной Дорожной картой предусмотрена разработка и внедрение автоматизированной информационной системы «Автовыпуск», предусматривающей поэтапное внедрение системы автоматического таможенного оформления ГТД с низким уровнем риска (зеленый коридор).
Реализация данного мероприятия позволит формировать «цифровую таможню», полностью исключающую «человеческий фактор» при таможенном оформлении грузовых таможенных декларации и сократить время таможенного оформления.
Как было отмечено настоящим Указом Управление таможенной экспертизы и ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности преобразовано в Управление по контролю нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности и таможенной экспертизы с возложением на него следующих дополнительных задач:
- Координация деятельности контролирующих органов за применением ими мер нетарифного регулирования в отношении товаров, для которых при осуществлении внешнеэкономической деятельности требуется получение документов разрешительного и иного характера, а также товаров, подлежащих лицензированию и квотированию, в том числе разработка для них программных обеспечений.
А именно, обеспечение эффективного взаимодействия между органами сертификации, оказание помощи субъектам предпринимательства, разработка соответствующих предложений по разрешению проблем, возникающих при получении документов разрешительного характера для осуществления таможенного оформления.
Вместе с тем, Указом предусмотрено внедрение системы осуществления оформления акта таможенного досмотра через мобильные приложения.
Также на мероприятии была обсуждена тема разработки и внедрения автоматизированной информационной системы "Е-TRANZIT".
В конце пресс-конференции журналисты и представители средств массовой информации получили ответы на все интересовавшие их вопросы.