В целях дальнейшего совершенствования административных процедур при осуществлении внешнеэкономической деятельности, улучшения условий ведения бизнеса, а также во исполнение задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2018 года № ПП–4059 «О мерах по дальнейшему развитию систем технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии» 23 апреля 2019 года принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию административных процедур при осуществлении внешнеэкономической деятельности».
- Согласно Постановлению, до 1 января 2021 года будет внедрена отвечающая критериям Рекомендаций и руководящих принципов по созданию механизма «единого окна», разработанная Центром ООН по упрощению торговых процедур и электронным деловым операциям, таможенная информационная система «Единое окно», которая будет разработана Министерством юстиции, Министерством здравоохранения, Министерством финансов, Государственным таможенным комитетом, Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства, Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, Агентством «Узстандарт» и Государственной инспекцией по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
- При внедрении ТИС «Единое окно» субъекты внешнеэкономической деятельности (далее–ВЭД) будут иметь возможность:
- представлять стандартизационную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита;
- осуществлять обмен всей имеющейся информацией в отношении внешнеторговых сделок, который подкрепляется нормативно-правовой базой, обеспечивающей конфиденциальность и безопасность обмена информацией;
- удаленно отслеживать стадии оформления разрешительных документов органами государственной таможенной службы, уполномоченными органами, а также субъектами предпринимательства;
- полностью перейти на ведение общедоступных реестров разрешительных документов в электронном виде (далее – Реестры);
- поддерживать в актуальном состоянии открытые данные об эпизоотической, карантинной и фитосанитарной ситуации в Республике Узбекистан и зарубежных странах;
- выдавать документы разрешительного характера до фактического прибытия товаров на территорию Республики Узбекистан на основании предварительной информации.
***
- Постановлением создана Рабочая группа по реализации мер по совершенствованию процессов внешнеэкономической деятельности, а также определен состав рабочей группы.
- Рабочая группа в срок до 1 октября 2019 года проведет критический анализ в области реформирования таможенного администрирования, повышения эффективности государственного контроля, сокращения затрат участников ВЭД. По итогам анализа будет утверждена Концепция по совершенствованию процесса внешнеэкономической деятельности и «Дорожной карты» по ее реализации.
- Особое внимание было уделено:
- отмене чрезмерных административных барьеров и дублирующих функций государственных органов;
- внедрению полноценной системы управления рисками с учетом соотносимости государственных затрат с полученным или ожидаемым эффектом в условиях ограниченности ресурсов;
- широкому применению таможенного режима «переработка на таможенной территории»;
- сокращению случаев таможенного досмотра с физическим вскрытием упаковки товаров.
- Постановлением, запрещается истребование от участников внешнеэкономической деятельности:
- акта по обеззараживанию (фумигации) экспортируемой и импортируемой подкарантинной продукции – при выдаче документов разрешительного характера и осуществлении экспортно-импортных операций;
- упаковочного листа – при осуществлении экспортно-импортных операций;
- товаросопроводительных документов с отметкой о прибытии на таможенную территорию Республики Узбекистан (товарно-транспортная накладная, инвойс, счет-фактура и другие) – при выдаче уполномоченными органами документов разрешительного характера и сертификатов соответствия на импортируемые товары;
- доверенностей – при получении документов, выдаваемых уполномоченными органами;
- копии нормативного документа, копии санитарно-эпидемиологического заключения – при выдаче сертификата соответствия на импортируемые товары;
- сертификата о происхождении страны-производителя – при выдаче документов разрешительного характера уполномоченными органами;
- с 1 января 2020 года будет запрещено требовать оригиналы и копий документов разрешительного характера, выдаваемых уполномоченными органами, на бумажных носителях, за исключением документов, требующих оформления на специальных бумажных бланках согласно международным договорам, — при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, а также выдаче сертификатов соответствия на импортируемые товары.
- отменяется требование о необходимости обращения участников ВЭД с заявлением не менее чем за 30 дней до экспорта для оформления ветеринарного разрешения, фитосанитарного и ветеринарного сертификатов;
- срок выдачи карантинного разрешения и экологического сертификата не должен превышать 5 рабочих дней с даты подачи заявления на их получение с приложением документов, предусмотренных законодательством;
- запрещается проведение фитосанитарного и (или) ветеринарного контроля товаров и транспортных средств, если данные товары и транспортные средства не подлежат фитосанитарному и ветеринарному контролю в соответствии с законодательством;
- карантинный досмотр подкарантинных товаров, следующих транзитом через территорию Республики Узбекистан, осуществляется без взимания оплаты;
- при переводе грузовой таможенной декларации с «желтого» коридора в «красный» коридор не допускается проведение таможенного досмотра сотрудником, осуществившим данный перевод.
- Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию административных процедур при осуществлении внешнеэкономической деятельности»:
- в месячный срок будет создана и внедрена на таможенных постах автоматическая система подсчета платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования;
- будет установлен предельный срок пребывания автотранспортных средств на таможенных постах. Это сделают при внедрении автоматизированной системы фиксации времени заезда и выезда каждой единицы автотранспорта. Появится также электронная система управления очередью, позволяющая распределять время прохождения таможенного оформления грузовых транспортных средств в пункте пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан;
- совместно с Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства, Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды и инспекцией «Узгоскарантин» планируется создание специальных пунктов пропуска и таможенных постов с оптимальным месторасположением, оснащенных лабораторным оборудованием для обслуживания отдельных видов товаров.
***
- в трехмесячный срок пограничными войсками Службы государственной безопасности и уполномоченными органами будет разработан регламент прохождения контрольных процедур в пунктах пропуска через госграницу Узбекистана, предусматривающий установление исчерпывающих сроков (в минутах) прохождения пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора, фиксацию времени въезда на территорию таможенного поста и выезда, а также устранение дублирующих контрольных функций.
- таможенная стоимость товара будет включена в число индикаторов риска системы управления рисками, будут приняты меры по недопущению манипулирования должностными лицами органов таможенной службы этими критериями в противоправных целях.
- совместно с уполномоченными органами в ходе заседаний Совета по тарифному и нетарифному регулированию два раза в год будет доложено о принимаемых мерах по упрощению процедур внешнеэкономической деятельности с целью решения проблемных вопросов.
- Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан в срок до 15 июня 2019 года будет обеспечено подключение к сети передачи данных контрольных пунктов и других объектов уполномоченных органов.
- Национальным банком внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан и АК «Народный банк» на приграничных таможенных постах будут организованы терминалы самообслуживания, работающие в круглосуточном режиме, позволяющие производить оплату услуг, предоставляемых соответствующими органами на пограничных постах, обменивать валюту, обналичивать денежные средства и осуществлять другие банковские операции посредством наличных и безналичных расчетов с обеспечением полной окупаемости расходов.
- в срок до 1 июня 2019 года будут разработан проект правительственного решения, предусматривающий в рамках внедряемого порядка выдачу разрешений классификацию подконтрольных товаров по степени сложности определения соответствия ветеринарным нормам и требования с определением отдельных сроков изучения подконтрольных товаров каждого класса;
- совместно с Государственным таможенным комитетом будет обеспечено поэтапное установление в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан современного оборудования высокоэффективной дезинфекции автотранспортных средств с целью защиты территории страны от заноса возбудителей инфекционных заболеваний.
- в месячный срок будут утверждены в установленном порядке критерии определения необходимости и порядок направления при выдаче документов разрешительного характера специалистов в зарубежные страны для изучения фитосанитарного состояния подкарантинной продукции и эпизоотической обстановки в этих странах, предусмотрев меры по предупреждению коррупции.
- в трехмесячный срок будут разработаны системы анализа рисков уполномоченных органов на платформе ТИС «Единое окно», позволяющие проводить выборочный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, ветеринарный и экологический контроль, а также осуществлять выдачу документов разрешительного характера до фактического прибытия товаров на территорию Республики Узбекистан на основании предварительной информации.
- Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан будут организовываться мероприятия с использованием института «тайного покупателя государственных услуг» для регулярной оценки уровня удобства прохождения административных процедур и соблюдения органами государственной таможенной службы, уполномоченными органами, а также их сотрудниками требований нормативно-правовых актов, профессионализма и оперативности сотрудников, их этикета общения с населением при оказании услуг.