В мероприятии приняли участие специалисты различных министерств и ведомств, участники внешнеэкономической деятельности, а также представители местного бизнеса из студий региональных таможенных управлений в режиме видеоконференцсвязи.
По инициативе нашего уважаемого Президента в последние годы были проведены комплексные реформы, направленные на повышение эффективности государственной таможенной службы, создание благоприятной деловой среды с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Об этом в первую очередь рассказал открывая мероприятие, исполняющий обязанности первого заместителя председателя Государственного таможенного комитета И. Мухторов.
До сегодняшнего времени «безбумажная и электронная таможня» позволила использовать эффективные методы борьбы с контрабандой, перемещением контрафактных товаров, коррупцией, незаконными валютными операциями и уклонением от уплаты установелнных таможенных платежей.
Теперь же особое внимание уделяется реализации принципа «цифровой таможни», которая является логическим продолжением «безбумажной и электронной таможни».
Это прежде всего, играет важную роль в реформировании таможенного администрирования, дальнейшем совершенствовании деятельности таможенных органов и повышении их эффективности, формировании, а также имплементации международных норм и стандартов в области таможенного дела в национальное законодательство.
Например, присоединение Узбекистана в 2020 году к двум важным международным документам – Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (3 февраля 2006 года) или Стамбульской конвенции о временном ввозе - подтверждает наше мнение.
Важным нововведением последних пяти лет в сфере таможенного дела является внедрение автоматизированной информационной системы «Управление рисками» в деятельности таможенных органов. Если до сих пор товары и транспортные средства подвергались общему таможенному контролю на таможне, то теперь эта процедура отменена и установлен принцип выборочного досмотра с помощью этой системы. Говоря проще, введены «зеленый», «желтый», «красный» и «синий» коридоры.
Если посмотреть на деятельность системы, на сегодняшний момент 83,3% товаров при экспорте и 60,9% товаров при импорте оформляются и проходят таможенные процедуры в упрощенном порядке. Количество досмотров сократилось в 1,2 раза, а эффективность увеличилась в 1,5 раза. Временные затраты снизились в 1,7 раза в экспорте и в 1,4 раза в импорте.
Впервые в сфере таможенного дела введен в практику институт уполномоченных экономических операторов. Внедрение института служит дальнейшему совершенствованию таможенного администрирования и упрощению таможенных процедур, повышению эффективности деятельности таможенных органов, устранению бюрократических преград на пути развития бизнеса и улучшению инвестиционного климата в стране. А это способствует поощрению и поддержке честных, законопослушных участников внешнеэкономической деятельности.
В целях дальнейшего совершенствования работы в этой сфере «День открытых дверей» был ориентирован на то, чтобы заслушать участников внешнеэкономической деятельности с какими препятствиями они сталкиваются при выполнении таможенных процедур, в первую очередь, услышать их мнение и решить проблемы на месте.
В частности, стороны обменялись мнениями по таким вопросам, как правильная классификация товаров по кодам ТН ВЭД, правильное определение таможенной стоимости, правильное использование таможенных информационных систем.
Предпринимателям также были представлены презентации о нововведениях в таможенной информационной системе «Единое окно», правилах использования системы, об удобстве нововведённых интерактивных услуг, содержании вновь принятых правил в данной сфере.
На мероприятии была отмечена текущая деятельность таможенной информационной системы «Единое окно», которая была введена в практику с 1 января 2020 года. В настоящее время введен порядок выдачи через эту систему без учета человеческого фактора 17 видов цифровых сертификатов и разрешительных документов 6 органов, при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В текущем году в систему будут интегрированы еще 2 контрольных ведомства, и всего будет доступно 39 видов разрешительныех документов.
Согласно цифрам, с момента внедрения системы зарегистрировано более 34,4 тысяч участников внешнеэкономической деятельности и более 700 000 разрешительныех документов выдано компетентными государственными органами. Это, естественно служит экономии как времени, финансов так и тонны бумаги предпринимателей.
В завершение мероприятия состоялась основная часть «Дня открытых дверей» - ответы на вопросы участников внешнеэкономической деятельности и представителей СМИ, которая прошла в открытом и конструктивном духе.
17.04.2021