На мероприятии приняли участие руководители ряда отраслевых управлений Государственного таможенного комитета, которые предоставили журналистам и представителям СМИ подробную информацию по данному вопросу.
В стране проводятся последовательные реформы, направленные на повышение эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Указ Президента Республики Узбекистан от 5 июня 2020 года №УП-6005 “О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистан” служит дорожной картой для радикальной реформы таможенных органов и эффективного использования современных информационных и коммуникационных технологий в таможенной службе.
Настоящий Указ принят в целях реформирования таможенного администрирования, дальнейшего совершенствования и повышения эффективности деятельности таможенных органов, формирования «цифровой таможни», являющейся логическим продолжением и развитием «безбумажной и электронной таможни», а также ускорения имплементации в национальное законодательство общепринятых международных норм и стандартов в сфере таможенного дела.
На сегодняшний день в деятельность таможенных органов внедрено 56 информационных систем и 30 интерактивных услуг (в том числе 6 информационных систем и 13 интерактивных услуг в 2020 году).
За последнее время таможенными органами реализованы комплексные меры по внедрению новых автоматизированных информационных систем, в частности «Система управления рисками», «Система автоматической регистрации и распределения грузовых таможенных деклараций», «Система контроля таможенной стоимости» и другие. Кроме того, продолжается работа по оснащению приграничных таможенных постов современным крупногабаритным сканирующим оборудованием.
Реализация и внедрение Системы управления рисками позволило снизить административные барьеры в отношении участников внешнеэкономической деятельности, не допустить неоправданных издержек, а также сэкономить время и ускорить таможенную очистку товаров.
За счет совершенствования этой системы с 1 июня 2020 года система управления рисками Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан внедрена и на автодорожных приграничных таможенных постах. Это, в свою очередь, позволит в будущем значительно сократить очереди на приграничных таможенных постах.
В результате классификации участников внешнеэкономической деятельности по уровню риска количество таможенных проверок сократилось в 1,4 раза, а эффективность повысилась в 1,5 раза.
Время, затрачиваемое на таможенное оформление, сократилось в 1,7 раза по экспорту и в 1,4 раза по импорту. В настоящее время 62% товаров от общего количества подлежат упрощенному таможенному оформлению.
Учитывая важную роль информационных систем в упрощении таможенных процедур, процессы, связанные с таможенным оформлением полностью автоматизированы.
Внедрение Системы автоматической регистрации и распределения грузовых таможенных деклараций стало достаточно большим шагом, направленным на предотвращение случаев коррупции (раньше процесс занимал 2-3 часа, велось несколько служебных книжек, а сейчас тратится всего 1-2 минуты).
Теперь можно производить таможенные платежи онлайн через мобильный банкинг. За 10 месяцев 2020 года по этой системе поступило платежей в размере 110 млрд. сум.
Кроме того, проводится ряд мероприятий по внедрению в практику автоматизированной информационной системы «Транспортный контроль» на базе «электронного шлагбаума», которая будет осуществлять государственный контроль транспортных средств перемещающихся через приграничные таможенные посты.
С помощью системы будут автоматизированы меры контроля от въезда и выезда товаров и транспортных средств через приграничные пункты пропуска с использованием современных устройств, а также будет введен в практику Инновационный (умный) таможенный пост, основанный на принципе «Единого окна».
В пунктах пропуска органы государственного контроля смогут в режиме онлайн получать информацию о времени, затрачиваемом на процедуры контроля в отношении водителей, товаров и транспортных средств.
Кроме того, внедрение этой системы позволит органам пограничного контроля выполнять соответствующие процедуры на основе принципа «единого окна» и сократить время, затрачиваемое на это.
Данную систему планируется внедрить сперва на приграничном таможенном посту «Яллама», а затем поэтапно на существующих приграничных таможенных постах.
В настоящее время таможенные органы работают над внедрением в практику информационной системы «Управление очередью транспортных средств».
С 1 ноября 2020 года внедрен порядок, в соответствии с которым при временном ввозе транспортных средств перевозчику предоставляется возможность в режиме реального времени в электронной форме заблаговременно до истечения срока обратного вывоза осуществлять продление срока временного ввоза и оплату причитающегося сбора. Отныне возможно продление пребывания иностранных автомобилей на территории Республики Узбекистан в режиме онлайн через электронные платежные системы.
Особое внимание также уделяется совершенствованию инфраструктуры приграничных таможенных постов, цифровизации их деятельности.
В частности, такие приграничные таможенные посты как «Даут-ота», «Сырдарья», «Гишткуприк», «Яллама», «Алат», «Ходжейли», «Шават», «Дустлик», «Сариасия» - полностью реконструированы. В результате суточная пропускная способность постов увеличилась в несколько раз за счет расширения и модернизации.
Эти таможенные посты оснащены такими «инновационными» контрольно-техническими средствами и современными информационными технологиями, как сканер тела «Body Scan», сканирующие грузовые автомобили инспекционно досмотровые комплексы, электронные шлагбаумы, системы идентификации государственных номеров.
В настоящее время на этих постах в порядке тестирования внедрены информационные системы «Управление очередью» и «Контроль транспорта», а действующие здесь органы государственного контроля проводят контроль транспортных средств и водителей по принципу «Единого окна». В будущем планируется постепенное внедрение данных информационных систем на приграничных таможенных постах с интенсивным движением.
На мероприятии была отмечена текущая деятельность таможенной информационной системы «Единое окно», которая была введена в практику с 1 января 2020 года. В настоящее время введен порядок выдачи через эту систему без учета человеческого фактора 17 разрешительных документов 6 органов, при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
«Единое окно» позволяет субъектам предпринимательства представлять стандартизированную информацию и документы с использованием единого пропускного канала для выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. Полностью отпадет необходимость «обивать пороги» министерств и ведомств, прежде чем получить вожделенное разрешение. В недавнем прошлом этот процесс был длительным и многоэтапным.
За истекший период текущего года через систему “Единое окно” зарегистрировано более 26 000 участников ВЭД, и компетентными органами было оформлено и выдано более 465 000 разрешительных документов.
В результате усиления контроля над товарами и транспортными средствами за счет внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и функции «логического контроля» в госодарственный бюджет в текущем году поступило таможенных платежей в размере 18,7 трлн. сум. А это на 5,7 трлн. сум больше, чем за аналогичный период прошлого года.
На конференции была отдельно подчеркнута важность инспекционно досмотровых комплексов, которые служат для повышения качества и эффективности таможенного контроля на приграничных постах. В частности, на днях на железнодорожном таможенном посту «Сариасия» в отношении прибывшего с соседнего государства и проезжающего транзитом через Узбекистан грузового поезда был произведен таможенный контроль с использованием инспекционно-досмотрового комплекса, при помощи которого было выявлено, что на дне вагона с помощью металлических листов были оборудованы специальные тайники. В тайниках были спрятаны в общей сложности 172,5 килограммов наркотических средств.
На конференции также была представлена информация о будущих мерах по оцифровке отрасли. В частности, в текущем и следующем году будет внедрено в практику несколько автоматизированных информационных систем, таких как «Автоматизированный выпуск», «Таможенный аудит», «Электронный транзит (E-tranzit)».
В целях дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями и таможенными службами зарубежных стран, будут приняты меры по внедрению в Республике Узбекистан проекта «E-TIR», предусматривающего электронное оформление перевозок на основе книжек ТИР-карнет.
Также определено, что в таможенном режиме «переработка на таможенной территории» методика идентификации и оценки нормы выхода продуктов переработки разрабатывается самим субъектом предпринимательства, что значительно упростит процесс переработки. Это в свою очередь приведет к увеличению общего объема производства, включая экспорт, и созданию дополнительных рабочих мест.
Кроме того, таможенные органы будут наделены правом предоставлять физическим и юридическим лицам на договорной основе, с соблюдением условий конфиденциальности данных, статистическую информацию в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Узбекистан, а также услуг по проведению таможенной экспертизы и определению кодов товаров по Товарной номенклатуре ВЭД.
Кроме этого, в соответствии с утвержденной Дорожной картой предусмотрена разработка и внедрение автоматизированной информационной системы «Автовыпуск», предусматривающей поэтапное введение в практику системы автоматического таможенного оформления ГТД с низким уровнем риска (зеленый коридор):
а) в отношении таможенного режима «экспорт»:
до 1 января 2021 года — не менее 5% от общего количества оформленных ГТД;
до 1 января 2022 года — 20% от общего количества оформленных ГТД;
б) в отношении таможенных режимов «временное хранение» и «таможенный склад» — до 1 января 2022 года не менее 20% от общего количества оформленных ГТД.
Реализация данного мероприятия позволит сформировать «цифровую таможню», полностью исключающую «человеческий фактор» при таможенном оформлении грузовых таможенных декларации и сократить время таможенного оформления.
Проще говоря, таможенные органы будут преобразованы в офис деловых партнеров, обслуживающих и поддерживающих участников внешнеэкономической деятельности.
В конце пресс-конференции журналисты и представители средств массовой информации получили ответы на все интересовавшие их вопросы.
10.11.2020