Телефоны доверия
для участников ВЭД
и предпринимателей
11-08
Основные принципы таможенного аудита и основы его применения в национальной таможенной системе
16716
16 сентября 2020 года в конференц-зале Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан прошла пресс-конференция для журналистов и представителей СМИ по результатам общественного обсуждения проекта Положения “О порядке организации и проведения таможенного аудита”.

На мероприятии приняли участие руководители ряда отраслевых управлений  Государственного таможенного комитета, которые предоставили журналистам подробную информацию по данному вопросу.

В последние годы проводится большая работа по реформированию таможенных органов, повышению их эффективности и внедрению передовых, современных информационных и коммуникационных технологий в деятельность службы.

В частности:

отменен порядок проведения «валового» таможенного контроля товаров и транспортных средств, налажено проведение таможенного контроля через систему управления рисками на выборочной основе;

в несколько раз сократилось время затрачиваемое на таможенное оформление и выпуск товаров;

внедрен институт уполномоченных экономических операторов;

ведется работа по приведению приграничных таможенных постов в соответствие с мировыми стандартами, оснащению их современным контрольным оборудованием и инспекционно-досмотровыми комплексами.

В продолжение этих реформ Указом Президента Республики Узбекистан от 5 июня 2020 года № УП-6005 “О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистанот” утверждена Концепция по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020 — 2023 годах.

В концепцию включены  подходы, основанные на рекомендациях Всемирной таможенной организации, а также на опыте передовых стран в реформировании таможенного администрирования.

В рамках реализации Концепции будут осуществлены следующие мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы:

пересмотр нормативно-правовых актов с учетом рекомендаций и стандартов ВТамО, Всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза, а также основываясь на лучших практиках зарубежных стран на предмет:

проводение работы по имплементации в национальное законодательство стандартов и рекомендаций Всемирной торговой организации, Всемирной таможенной организации, а также других международных организаций требующих совершенствования таможенного администрирования и упрощения таможенных процедур;

отмены чрезмерных административных барьеров в таможенной сфере и упрощения таможенных процедур;

внедрения передовых методов таможенного администрирования (совершенствование требований таможенных режимов, введение института таможенного аудита и другие);

сокращения затрат участников ВЭД;

совершенствования порядка предварительного декларирования товаров и транспортных средств;

внедрения порядка досудебного урегулирования в таможенных органах споров в области таможенного дела, позволяющего минимизировать конфликтные ситуации между таможенными органами и участниками ВЭД;

принятия комплекса мер для перехода процедур определения и контроля таможенной стоимости в соответствии с нормами и требованиями ГАТТ/ВТО;

обеспечения единообразного применения норм таможенного законодательства всеми участниками таможенных правоотношений.

На основании вышеизложенного был разработан проект Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения об организации и проведении таможенного аудита».

Необходимость разработки данного проекта постановления в первую очередь направлена на упрощение внешнеторговых процессов и ускорение проведения таможенного контроля в отношении товаров.

Как известно, на сегодняшний день грузовые таможенные декларации на таможенных постах внешнеэкономической деятельности оформляются с применением коридоров системы управления рисками («зеленый» коридор - 24,9%, «желтый» коридор - 40,8%, «красный» коридор - 34,3%).

Внедрение таможенного аудита сократит количество грузовых таможенных деклараций, направляемых в «красный» коридор, а в случае направления их в «зеленый» и «желтый» коридоры, наоборот, к увеличению их количества.

Это, в свою очередь, послужит сокращению финансовых затрат и времени участников ВЭД.

В настоящее время предпринимается ряд мер по приведению таможенного законодательства в соответствие с международными стандартами и нормами.

Производится пересмотр нормативно-правовых актов с учетом рекомендаций и стандартов ВТамО, Всемирной торговой организации а также основываясь на лучших практиках зарубежных стран.

В частности, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2020 года  №ПП-4694 “О присоединении к международному договору” Республика Узбекистан стала участником Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 года).

В соответствии с требованиями настоящей Конвенции временный ввоз товаров в нашу страну осуществляется в упрощенном порядке.

Кроме того, при вступлении Республики Узбекистан во Всемирную торговую организацию, было отмечено, что прежде всего национальное законодательство должно соответствовать требованиям Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли. Всемирная торговая организация - это международный орган, отвечающий за регулирование международной торговли, обеспечивая беспрепятственный поток торговли через границы. Членство во Всемирной торговой организации помогает повысить конкурентоспособность, увеличить объемы торговли и тем самым обеспечить последовательное применение правил и процедур во всем мире.

Однако общеизвестно, что членство в этой организации подразумевает соблюдение ряда условий и требований. В частности, необходимо выполнение обязательств «Соглашения об упрощении процедур торговли» Всемирной торговой организации.  Одним из основных требований настоящего Соглашения является организация применения таможенного контроля на основе аудита в этой стране (статья 7). (https://www.wto.org/english/tratop_e/tradfa_e/tradfa_e.htm).  

В то же время, согласно Стандарту 6.6 Международной конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), системы таможенного контроля должны включать в себя контроль на основе методов аудита. (https://www.carecprogram.org/uploads/Kyoto-Convention-Ch6-Customs-Control-ru.pdf)

 

Такие развитые зарубежные страны как США, Канада, Япония, Китай, Южная Корея, Европейский союз и Евразийский экономический союз внедрили систему таможенного аудита в практику с 1990 года.

На сегодняшний день в развитых странах таможенный контроль после выпуска товаров составляет 90% от общего объема таможенного контроля. Например, в Южной Корее, 88 процентов таможенного контроля от общего объема проводится только лишь после выпуска товаров.

В рекомендациях международных организаций также говорится, что внедрение таможенного аудита приведет к ускорению таможенного контроля товаров и снижению финансовых затрат.

В частности, Всемирной таможенной организацией и на Конференции ООН проведенной в 2018 году по торговле и развитию было отмечено, что внедрение таможенного аудита привело к быстрому выпуску товаров в свободное обращение (80-90% товаров от общего объема). В рекомендациях ООН также отмечено, что таможенный аудит является эффективной формой таможенного контроля товаров, а также в результате его внедрения в систему снизятся страховые, складские и иные затраты на товары.

В целях реформирования системы таможенного дела и внешнеэкономической деятельности Всемирный банк совместно с международными экспертами разработал проект постановления Кабинета Министров Республики узбекистан “Об утверждении Положения о порядке организации и проведения таможенного аудита”,  предварительный образец которого 29 августа текущего года был размещен на портале обсуждения проектов нормативно-правовых документов Республики Узбекистан для обсуждения, с целью изучения общественного мнения и предложений участников внешнеэкономической деятельности. (https://regulation.gov.uz/uz/document/21448).  

 

Крайний срок обсуждения проекта истек 13 сентября, и по проекту был дан ряд положительных отзывов.

Важно отметить, что проект будет окончательно доработан с учетом предложений профильных министерств и ведомств, а также общественного мнения.

Основной целью является принятие проекта постановления, отвечающего международным требованиям, поддерживающего субъектов предпринимательства и отвечающего национальным интересам.

В конце мероприятия участники внешнеэкономической деятельности, журналисты и представители средств массовой информации получили ответы на все интересовавшие их вопросы.

16.09.2020

Для прослушивания выделите текст и нажмите на эту кнопку