Данная ситуация говорит о том, что та модель преподавания, где преподаватель – единственный источник познания, устарела. Преподаватель в XXI веке должен быть медиатором, который должен следить за правильным направлением и помогать студенту найти путь к решению проблемы, а студент должен сам изучать необходимый материал. Уроки не должны проходить в стиле написания конспекта, должно быть больше обсуждений мнений, направленных на развитие критического мышления, интерпретации полученной информации, анализа конкретных учебных ситуаций (casestudy). Важно развитие навыков, компетенций, умение выражать свои идеи.
Многие вузы в мире предлагают онлайн-курсы уже 20 лет по многим учебным программам. Aризонский государственный университет, Университет Пердью, Университет Южного Нью-Гемпшира и Университет Вестерн Говернонс предлагают доступные и гибкие онлайн-программы для получения образовательной степени.
Рост массовых открытых онлайн-курсов (Massive open online course, MOOC) способствует трансформации системы высшего образования через специально созданные онлайн-платформы, что расширяет глобальный доступ к качественному и бесплатному образованию. Поставщики MOOC, такие как Coursera, EdX и Udacity предлагают учебные программы для получения образовательных степеней и сертификатов.
Существуют разного вида платформы дистанционного обучения, такие как платформа Moodle, KhanAcademy. Как говорит основатель школы Tinkering School Гивер Тулли: «Дистанционное обучение школ и Вузов должно стать экспериментальным, творческим и индивидуальным». Исходя из специфики обучения высшего учебного заведения, должна быть разработана индивидуальная программа дистанционного обучения, соответствующая нашему времени.
Именно с этой целью в Таможенном институте была запущена специальная дистанционная система обучения – платформа «Е-Ta‘lim», направленная на профессиональную подготовку будущих специалистов таможенного дела.
Как известно, действенность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырёх составляющих:
1) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого;
2) используемых при этом педагогических технологий;
3) эффективности разработанных методических материалов;
4) продуктивности обратной связи. Другими словами, успешность и качество дистанционного обучения зависят от организации и методического качества использованных материалов, руководства и мастерства участвующих в этом процессе преподавателей.
Следовательно, в Таможенном институте, для организации дистанционного образования в платформе «Е-Ta‘lim», составлен четкий график учебного процесса, структурирован контент по учебным дисциплинам, ведётся строгий контроль и оценивание знаний курсантов. Преподаватели разрабатывают учебные материалы, видеоуроки, а также индивидуальные задания для каждого курсанта.
Предоставить и локализовать качественный авторский контент: разработка учебного материала, видеоуроков и индивидуальных заданий для каждого курсанта – это огромная работа профессорско-педагогического состава института. На данный момент ведётся интерактивное обучение, такого рода фидбек со стороны курсанта, чтобы он имел возможность самостоятельно протестировать свои знания, приобретённые дистанционно, на основе подготовленного преподавателем материала.
В настоящее время современные информационные технологии представляют неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объёма и содержания. И поэтому на первый план выходит педагогическая, содержательная и структурная организация учебного материала дистанционного обучения. Основная методическая проблема обучения фактически сводится к тому, как обеспечить достижение поставленных целей и со стороны преподавателя управлять ходом учебного процесса. Дистанционное обучение имеет за собой цель – заинтересовать курсанта возможностью исследования нужной информации, масштабного изучения тем занятий, что в свою очередь приведёт к развитию у курсанта критического мышления, организованности, настойчивости и целеустремлённости.
Кандидат филологических наук, доцент
Д.Абдуазизова
23.04.2020