Как и во всех сферах нашей жизни, таможенное дело нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных обеспечить развитие экономики страны и умеющих прогнозировать ее будущее на несколько шагов вперед. В условиях усиления интеграции нашей страны в мировое сообщество, перехода экономики государства на инновационный путь развития, одной из основных задач таможенной службы является организация деятельности по развитию системы таможенного администрирования. Выполнение поставленной задачи возможно только при условии эффективного использования кадрового потенциала таможенных органов, одного из основных ресурсов таможенной системы, а также от эффективности управления его деятельностью. Кроме того, повышение результативности кадровой политики в таможенных органах возможно при условии повышения уровня профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов и комплектование их профессиональными кадрами. Следовательно, система подготовки будущих сотрудников таможенных органов должна соответствовать передовым мировым стандартам, в особенности – развиваться посредством инновационных методов обучения, отражать в себе лучшие аспекты современной практики, в целом – быть совершенной во всех отношениях.
Таможенный институт Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан является единственным в Центрально-азиатском регионе и одним из немногих в мире специализированных высших учебных заведений данного профиля. Созданный в 2003 году, в свете современных требований 2 ноября 2018 года Постановлением главы государства «О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки кадров таможенных органов Республики Узбекистан» институт был преобразован в высшее учебное заведение нового типа. Наряду с бакалавриатом по направлениям «Таможенное дело» и «Юриспруденция (правовое обеспечение экономической безопасности)», институт начал осуществлять подготовку магистров по специальностям «Таможенное дело (по видам деятельности)» и «Налоговое и таможенное право».
Задачи, определенные вышеупомянутым постановлением, нацелены на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, чья деятельность вносит значительный вклад в повышение инвестиционной привлекательности экономики страны, развитие международного экономического сотрудничества. Среди основных задач, стоящих перед институтом, необходимо отметить новый подход к комплексному научно-исследовательскому решению проблем отрасли.
Каким должен быть сегодня таможенник?
В современном мире, где границы между государствами становятся все более прозрачными, стремительно развиваются экономические отношения между странами, образовываются новые экономические союзы, и в то же время существуют проблемы информационной и кибербезопасности, таможенное дело становится многофункциональной, разнонаправленной, склонной к аналитике и прогнозированию сферой. В свете этих требований повышается актуальность индивидуального подхода к подготовке специалистов. Обучение все больше требует самостоятельной работы над повышением своих знаний, приобретением практических навыков, формированием профессиональных компетенций. В основе индивидуального подхода к профессиональной подготовке лежит уважение к индивидуальности личности каждого обучаемого, его самостоятельности, способностям, личной мотивированности. Поэтому на сегодняшний день так важно направить курсантов и слушателей на самостоятельное обучение, стимулировать их активность и деятельность с учетом их способностей и индивидуальных качеств, интересов.
Современная модель таможенника требует организации процесса обучения и подготовки специалистов с учетом важнейших компонентов профессиональной компетентности. В отличие от других экономических направлений, таможенное дело представляет собой синтез экономической и правовой сфер. Это требует особого подхода к обучению, в частности, формирования и развития необходимых компетенций в логической взаимосвязи. На начальном этапе обучения курсанты погружаются в информационное поле, касающееся профессии таможенника, деятельности всей системы таможенных органов, особенностей и нюансов профессиональной деятельности, порядка и методов осуществления таможенного контроля, специфики таможенной терминологии. Учитывая, что таможенная служба соприкасается со многими видами деятельности, включая политическую и общественно-экономическую, у будущего специалиста формируется широкий кругозор.
В то же время, в процессе подготовки важную роль играет формирование и развитие у курсантов и слушателей управленческих качеств и навыков работы с коллективом. Будущий сотрудник таможенных органов должен уметь строить грамотные деловые отношения с коллегами, конструктивно решать возникающие конфликтные ситуации, управлять персоналом, правильно организовывать деятельность подразделения и сотрудников, проявлять лидерские качества, принимать эффективные решения, касающиеся управления и брать на себя ответственность за их возможные последствия.
Сегодня не менее актуальным является вопрос психологической и моральной подготовки для овладения азами профессии таможенника. Ведь не секрет, что молодые люди и их родители, выбирая данное направление обучения, рассчитывают в будущем на высокооплачиваемую, перспективную работу с хорошим набором социальных льгот. На самом деле, большинство из них практически не имеют представления об особенностях желаемой профессии, порой очень сложных условиях работы, рисках и высокой ответственности.
У таможенника в первую очередь должны быть такие личные качества, как патриотизм, честность, принципиальность. Для наших сотрудников это не просто красивые слова. В этой профессии важны также стрессоустойчивость и исполнительность, коммуникабельность и дипломатичность, юридическая грамотность и развитая интуиция. Кроме этого, среди профессиональных компетенций необходимо умение работать с информационно-коммуникационными технологиями, без которого в современном мире специалисту не обойтись. В процессе обучения в нашем институте, помимо преподавания необходимых специальных дисциплин, с курсантами ведется работа по воспитанию вышеперечисленных профессиональных качеств с помощью различных современных инновационных методов.
Отдельно хотелось бы упомянуть об имитационных методах и технологиях проблемного обучения, которые строятся на различных по характеру и масштабу профессиональных ситуациях. Своеобразие этих технологий в том, что они строятся на живом активном общении. С их помощью моделируются проблемные ситуации, которые необходимо решить с помощью всех средств, усваиваемых теоретически. Деловые и ролевые игры, в ходе которых вырабатываются навыки профессионального решения поставленных задач, доказывают свою эффективность не только повышением у обучающихся мотивации, но и усилением стремления еще глубже изучать все секреты профессии и самостоятельно искать пути решения проблем. Это касается вопросов грамотного оформления документов на товары, применения форм таможенного контроля, разъяснения законодательных норм, принятия решений по выпуску товаров и т.д. Все это помогает будущим специалистам оперативно решать вопросы, возникающие в нестандартных ситуациях, справляться с психологическим и языковым барьером, контролировать свое эмоциональное состояние, чувствовать себя компетентным в профессиональных вопросах.
С этой точки зрения, осуществление эффективного международного сотрудничество в данной сфере позволяет совершенствовать качество подготовки специалистов, проведение научных исследований и обмен новейшей научно-технической информацией на взаимовыгодной основе. Вопросы подготовки специалистов таможенного дела под влиянием мировых тенденций приобретают все большую актуальность в виду модернизации таможенной службы, внедрения прогрессивных таможенных технологий с привлечением сложной специальной техники. В целях организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности на основе международных стандартов в 2019 году Таможенный институт присоединился к международной сети таможенных университетов (INCU), являющейся единственной международной организацией в мировом масштабе, которая объединяет ведущие университеты и научные образовательные центры по подготовке кадров для таможенных служб.
Стратегическим направлением дальнейшего развития подготовки кадров для таможенных органов является совершенствование национальных образовательных стандартов на основе профессиональных стандартов PICARD Всемирной таможенной организации. Стандарты PICARD – это программа ВТамО, в которой разработаны стандарты относительно профессиональных качеств сотрудников таможенных структур. В стандартах PICARD предлагается перечень умений, навыков и компетенций профессионала с ориентацией на обеспечение таможенных структур инструментами и механизмами по развитию лидерских качеств у таможенника как менеджера-новатора.
Таможенным органам нужны профессионалы со всеми вышеуказанными компетенциями, что позволит таможенной службе успешно и эффективно выполнять свою работу.
Происходящие изменения в условиях глобализации подталкивают таможенную администрацию уделить должное внимание подготовке таможенных сотрудников к выполнению своих непосредственных профессиональных обязанностей. Поэтому специальное обучение и подготовка профессионалов своего дела должно осуществляться наряду с соответствующими навыками, знаниями и компетенциями, состоящими из ключевых требований, предъявляемых к современному таможеннику – профессионалу своего дела.
Все силы, знания и опыт профессорско-преподавательского состава нашего института направлены на формирование профессиональных, интеллектуально развитых таможенных кадров, обладающих современным мышлением, хорошей психологической подготовкой, высокими морально-этическими качествами, владеющих иностранными языками, способных выполнять возложенные на них задачи, верных своей клятве и долгу.
23.01.2020