На мероприятии были обсуждены такие вопросы, как меры осуществляемые в рамках Указа Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2018 года №УП-5414 “О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистан”.Также обсуждены такие вопросы, как уровень качества и прозрачности таможенных услуг в стране, актуальные вопросы развития отрасли, процедуры импорта иностранных товаров и экспорта местной продукции.
На мероприятии выступил с докладом заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Гафурджон Шукуров.
Указ Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2018 года №УП-5414 “О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистан” а также Постановление №ПП-3665 “Об организации деятельности органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистан” стали поворотными в таможенной сфере.
Проводимые широкомасштабные реформы в таможенной сфере включают в себя меры по улучшению бизнес-климата в стране, развитию предпринимательской деятельности, обеспечению открытости и прозрачности таможенных процедур, упрощению и ускорению таможенной очистки товаров и транспортных средств, повышению имиджа таможенных органов путем применения инновационных методов таможенного администрирования и современных информационно-коммуникационных технологий.
Также, 18 октября 2018 года была принята новая редакция Закона «О государственной таможенной службе» целью которого является регулирование деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан.
В целях обеспечения успешной реализации реформ осуществляемых в таможенной системе и повышения эффективности работы таможенных органов был принят Указ Президента Республики Узбекистан от 24 ноября 2018 года №УП-5582 “О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистан”.
Подписание этого Указа является историческим документом, благодоря которому нашлось решение многим вопросам и проблемам в системе таможенных органов.
Согласно Указу, в период с 2019 по 2021 годы на прилегающей территории приграничных таможенных постов “Даут-ата” УГТК по Республике Каракалпакстан, “Яллама”, “С.Наджимов”, “Гишткуприк”, “Айбек” УГТК по Ташкентской области, “Дустлик” и “Маданият” УГТК по Андижанской области, “Алат” УГТК по Бухарской области и “Узбекистан” УГТК по Ферганской области будут построены современные таможенные терминалы на условиях государственно-частного партнерства.
В дальнейшем ожидается, что пропускная мощность всех новопостроенных таможенных терминалов будет состовлять более 3,4 тысяч автотранспортных средств в день.
Указом Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2018г. №УП-5414 в структуре ГТК создано новое подразделение по мониторингу и оценке рисков, в задачи которого входит эффективное внедрение в деятельность таможенных органов республики системы управления рисками.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24 ноября 2018 года № УП-5582 «О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» полностью внедрена Автоматизированная система управления рисками.
С 1 декабря 2018 года в полноценном режиме внедрена автоматизированная Система управления рисками с применением «желтого» и «красного» коридоров, где формы таможенного контроля осуществляются в отношении товаров и транспортных средств, имеющих высокий показатель уровня риска или определенных случайным выбором.
А с 1 марта 2019 года внедрены «зеленый» и «синий» коридоры, где формы таможенного контроля не осуществляются в отношении товаров и транспортных средств с низким уровнем риска.
Внедрение в таможенных органах системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля помогло снизить число таможенных процедур при таможенном контроле, улучшить его качество, оптимизировать использование существующих мощностей и средств, сократить затрачиваемое на таможенное оформление время и повысить его эффективность.
На мероприятии также была представлена информация о таможенной информационной системе «Единое окно», которая в настоящее время разрабатывается органами Государственной таможенной службы.
В результате внедрения этой системы документы, относящиеся к внешнеэкономической деятельности, будут предоставляться с использованием стандартизированного канала передачи данных, обеспечивая конфиденциальность и безопасность всей информации о внешнеторговых операциях.
На мероприятии также был обсужден проект новой редакции Таможенного кодекса Республики Узбекистан.
Этот проект разработан с участием ведущих экспертов заинтересованных министерств и ведомств, международных экспертов для обеспечения соответствия таможенного законодательства международным стандартам и создания благоприятных правовых условий для участников внешней торговли.
Следует отметить, что масштабные реформы в сфере оказали положительное влияние на динамику всех направлений таможенного дела.
В частности в прошедшем 2018 году в Государственный бюджет Республики Узбекистан было взыскано таможенных платежей на сумму 11,5 трлн.сум, а за прошедшие 8 месяцев текущего года в Государственный бюджет Республики Узбекистан было взыскано таможенных платежей на сумму 9,9 трлн.сум.
В целях поддержки предпринимательской деятельности, активного привлечения иностранных инвестиций, развития производства и реализации государственных программ были предоставлены таможенные льготы в размере 47,5 трлн. сум в 2018 году и 39,5 трлн.сум за 8 месяцев текущего года.
В результате мониторинга и анализа, проведенного таможенными органами в 2018 году, были выявлены случаи нецелевого использования льгот по таможенным платежам на сумму более чем 185,1 млрд. сум со стороны 207 хозяйствующих субъектов.
Несмотря на проводимую пропагандистскую и профилактическую работу, за прошедшие 8 месяцев текущего года, были выявлены случаи нецелевого использования льгот по таможенным платежам на сумму 30,5 млрд. сум со стороны 60 хозяйствующих субъектов.
В результате проведенных оперативных мероприятий в сфере борьбы с контрабандой и таможенными правонарушениями в 2018 году были выявлены факты 12 533 правонарушений, в результате чего вовремя было пресечено незаконное перемещение 46,6 кг. наркотических средств, 1957 единиц психотропных таблеток, 37 единиц огнестрельного оружия, более 8 тысяч 600 единиц запрещенных материалов религиозного характера, 98 тысяч 500 единиц пиротехнических изделий и разных товарно-материальных ценностей на сумму 144 млрд.сум.
В результате проведенных оперативных мероприятий в сфере борьбы с контрабандой и таможенными правонарушениями за прошедший период 2019 года были выявлены факты 11 205 правонарушений, в результате чего был пресечен незаконный ввоз и оборот товаров на сумму 128 миллиардов 400 миллионов сум. В частности 31,2 кг. наркотических средств, 26 956 единиц психотропных таблеток, 29 единиц огнестрельного оружия, 46,4 кг. пороха и 192 тысячи 500 единиц пиротехнических изделий.
С 1 января 2018 года в международных аэропортах Республики Узбекистан была внедрена система двойного «Зеленого» и «Красного» коридоров. Данная система позволила гармонизировать условия таможенного оформления граждан в стране с общепринятыми мировыми стандартами.
Кроме того, сокращено количество документации и разрешительных процедур, необходимых предпринимателям для таможенного оформления.
Благодаря внедренным Государственным таможенным комитетом интерактивным услугам участники внешнеэкономической деятельности получили ряд упрощений в области таможенного оформления. В частности появилась возможность в режиме реального времени через сеть Интернет заполнять и предоставлять в таможенные органы грузовые таможенные декларации без обращения к таможенным брокерам.
Со стороны Государственного таможенного комитета было заключено 138 международных соглашений с таможенными службами 33 зарубежных стран по различным областям таможенной сферы.
В целях упрощения таможенного оформления и контроля были внедрены 17 информационных систем и 4 интерактивной услуги.
В настоящее время, в целях сокращения времени, необходимого на проведение таможенного контроля автотранспортных средств и железнодорожных составов, перемещающихся через приграничные и железнодорожные таможенные посты Республики Узбекистан, приграничные таможенные посты нашей республики поэтапно обеспечиваются инспекционно-досмотровыми комплексами. В частности 17 приграничных таможенных постов на сегодняшний день оснащены 19 инспекционно-досмотровыми комплексами.
В конце мероприятия журналисты и представители средств массовой информации получили ответы на все интересовавшие их вопросы.
11.09.2019