Телефоны доверия
для участников ВЭД
и предпринимателей
11-08
Реформы в таможенном администрировании - основы развития национальной экономики
16891
Обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов Республики Узбекистан при осуществлении внешнеэкономической деятельности, стимулирование развития национальной экономики, создание условий для интеграции экономики страны в мировую экономическую систему, установление взаимовыгодных экономических отношений и увеличение географии стран экспорта, при этом создание условий для производства конкурентоспособных и импортозамещаемых товаров всегда являлись первоочередными задачами стоящие перед нашим государством. Несмотря на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в странах мира, в том числе и в нашей стране, наша правительства не останавливает процесс развития национальной экономики.

В целях способствованию безостановочной экспортно-импортных операций, поддержки деятельности субъектов предпринимательства вовремя Короновирусной пандемии во всем мире, органам государственной службы ставятся ряд задач, которые становятся основой для новых реформ. В том числе, и для органов государственной таможенной службы.

В последние годы независимости проводились меры по коренному реформированию государственной таможенной службы. В том числе Указ Президента принятое в 5 июня текущего года УП-6005 «О реформировании таможенного администрирования и совершенствования деятельности органов государственной таможенной службы» стало новым этапом ведение службы сотрудников таможенных органов нашей страны.

Настоящий Указ включает в себя Концепцию по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в   2020-2023 годах, а также Дорожную карту предусматривающие меры по осуществлению данной Концепции. Данная Концепция включает в себя несколько направлений таких, как: дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в таможенной сфере, обеспечение прозрачности и эффективности деятельности таможенных органов посредством внедрения современных и передовых информационно-коммуникационных технологий в таможенную сферу в рамках цифровой экономики, борьба с контрабандой и нарушением таможенного законодательства, подготовка, переподготовка и дальнейшее повышение квалификации и навыков сотрудников таможенных органов, усиление их социальной защиты, совершенствование реализации фискальной функции таможенных органов, упрощение тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, развитие институциальных основ деятельности и объектов интеллектуальной собственности с использованием оптимальных имеющихся сил и средств, дальнейшее развитии взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями с таможенными службами зарубежных стран.

Из вышеуказанных направлений актуальным является имплементация национального законодательство по рекомендациям и нормам международных организаций, в особенности Всемирной таможенной организации, Всемирной торговой организации в целях усовершенствования таможенного администрирования и способствованию дальнейшего поэтапного развития цифровой таможни являющейся  логическим продолжением «безбумажной таможни» и  «электронной таможни», которое предусматривает полноценное внедрение цифровых технологий для увеличение эффективности деятельности таможенных органов, обеспечение транспорентности в таможенной службе нашей страны, экономии ресурсов, используемые при предоставлении таможенных услуг, в частности, в таможенном сопровождении. Например, в таможенном посту «Самарканд» ВЭД за прошедшие кварталы этого года осуществлялись таможенное сопровождение 4047 автомобильных транспортов, в котором с таможенного поста до приграничных постов сопровождались 2053, а с приграничных таможенных постов до таможенного поста «Самарканд» ВЭД сопровождались 1994 автомобильных транспортных средств. Предусмотрено применение вместо таможенного сопровождения альтернативные виды таможенного контроля.

Практика зарубежных стран мира, в частности, США, Китая, Великобритании, Сингапура, показывает, что предоставление информации на безвозмездной основе сотрудникам таможенных органов о перемещаемых внутри страны контейнеров и вагонах, находящихся под таможенным контролем, намного сокращает время и средства тратимое на таможенные операции. Применение этой практики в нашей страны, которое предусмотрено в Концепции по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы   способствует повышению эффективности деятельности таможенных органов, тем самым сокращая время и ресурсы, используемое субъектами ВЭД.

Отказ от «тотального» контроля товаров при таможенном оформлении и переход к системе управления рисками, то есть применения «красных», «желтых» коридоров с 1 декабря 2018 года, а с 1 марта 2019 года «зеленого» и «синего» коридора стало новым этапом упрощения процесса таможенного оформления. Настоящий Указ предусматривает продолжение применения системы управления рисками уже в приграничных пунктах пропуска. В целях увеличение пропускной способности приграничных таможенных постов в 3 раза предусматривается внедрение с 1 сентября 2020 года таможенной информационной системы «Единое окно» в приграничных таможенных постах, а также с 1 ноября 2020 года автоматизированной системы управления рисками в автодорожных приграничных постах. Внедрение информационной системы «Единое окно» в приграничных таможенных постах позволит сократить количество проводимых процедур с 15 до 7.

В целях улучшения своего инвестиционного климата и улучшения своего место в международных рейтингах, таких как, Всемирного банка и международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса», в частности, по индикатору «Международная торговля», в настоящим Концепции предусматривается ряд упрощений для предпринимателей. В том числе, сокращение времени на таможенное оформление грузовых таможенных деклараций от 3 дней до 1 сутки, внедрение автоматизированной информационной системы “AVTOMATLASHTIRILGAN TARZDA CHIQARIB YUBORISH”, которое предуматривает автоматическое оформление ГТД с низким уровнем риска, для осуществления электронного обмена информациями и сведениями между субъектов ВЭД и таможенными ораганами разрабативается информационная платформа “TIF QATNASHCHISINING SHAXSIY KABINETI”.

При осуществлении деятельности государственных органов важным показателем эффективности их службы является время, которое тратиться для оказания ими услуг. Тем самым для улучшения статуса  государственных органов не мало важным фактором является уменьшение коррупции и социальная поддержка каждого сотрудника. В целях социальной поддержки сотрудников таможенных органов пердусмотрены ряд мер, таких как выделение помощи из внебюджетного фонда Государственного таможенного комитета для приобретения жилья, и в дальнейшем погашения сотрудниками ипотечного кредита, осуществление строительства служебного жилья, таких как образцовых коттеджей в Бухарской области, а также предоставление льгот для детей на право получения государственного гранта при поступлении в высшие и высшие военные учебные заведения на основе дополнительных квот.

Несомненно, в усовершенствовании каждый сферы особую роль играет подготовленные кадры с высокими навыками и знаниями в сфере своей деятельности и в сфере использовании информационно-коммуникационных технологий. В настоящим Концепции предусмотрено дальнейшее разработка и внедрение АИС «E-TRENAJYOR» предусматривающей освоение курсантами Таможенного института ГТК и сотрудниками таможенных органов в ходе учебного процесса функционалом имеющихся автоматизированной информационной системы ГТК, а также с навыками таможенного оформления товаров и транспортных средств, внедрение практики в Таможенном институте ГТК платных учебных курсов по таможенному делу для участников ВЭД, создание в Таможенном институте послевузовского образования (базовой докторантуры и независимого исследовательского института), аккредитация направления образования бакалавриата «Таможенного дело» в Таможенном институте ГТК с профессиональными стандартами PICARD (Партнерство в области таможенных академических исследований и развития) Всемирной таможенной организации. Эти реформы предусматривает подготовку высококвалифицированных кадров для государственной таможенной службы.

Настоящем Указ, предусматривающий реформирование таможенного администрирования и повышение эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан послужит увеличению поступлений в государственный бюджет Республики Узбекистан на 25 % каждый год, увеличение пропускную способность приграничных таможенных постов в 3 раза, сокращение времени, тратимое при таможенном оформлении товаров в таможенный режим экспорт в 5 раз, на таможенный режим импорт 2 раз, уменьшение человеческого фактора при таможенном оформлении, тем самым упрощение таможенного контроля и таможенного оформления используя средства информационных технологий.

Проводимые реформы послужат новым уровнем ведения таможенной службы в нашей стране, тем самым способствуя обеспечению экономического развития и коренного усовершенствования таможенного администрирования в нашем государстве.

А.Суюнов, Р.Фахриддинова, М.Турдиева

Таможенный институт ГТК Республики Узбекистан

 

11.06.2020

Для прослушивания выделите текст и нажмите на эту кнопку