Настоящим Указом утверждены Концепция по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020-2023 годах и «Дорожная карта» по реализации данной Концепции.
Концепция включает в себя рекомендации Всемирной таможенной организации и подходы, основанные на опыте передовых стран по вопросам реформирования таможенного администрирования.
Концепцией определены следующие основные направления развития и совершенствования деятельности таможенных органов на 2020-2023 годы:
- дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в таможенной сфере;
- развитие институциональных основ деятельности и объектов инфраструктуры таможенных органов с оптимальным использованием имеющихся сил и средств;
- обеспечение прозрачности и эффективности деятельности таможенных органов посредством внедрения современных и передовых информационно-коммуникационных технологий в таможенную сферу в рамках цифровой экономики;
- совершенствование реализации фискальной функции таможенных органов, упрощение тарифного и нетарифного регулирования ВЭД;
- борьба с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства;
- подготовка, переподготовка и дальнейшее повышение квалификации и навыков сотрудников таможенных органов, усиление их социальной защиты;
- дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями и таможенными службами зарубежных стран.
Будут разработаны 23 нормативно-правовых акта (6 Законов, 2 решения Президента, 10 решений Кабинета Министров Республики Узбекистан и 5 ведомственных актов), а также 12 автоматизированных информационных систем.
Данный Указ в будущем послужит:
- увеличению поступлений по таможенным платежам в Государственный бюджет на 25 % ежегодно за счет дальнейшего совершенствования функций логического контроля информационных систем в таможенных органах;
- увеличению пропускной способности приграничных таможенных постов в 3 раза за счет расширения и модернизации;
- сокращению времени, затрачиваемого на таможенное оформление в 5 раз для экспорта и в 2 раза для импорта в результате совершенствования таможенной информационной системы «Единое окно»;
- повышению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах за счет сокращения затрат участников ВЭД;
- упрощению процессов таможенного оформления и контроля, обеспечению беспрепятственного доступа к информации без участия человеческого фактора в соответствии с международными нормами и стандартами;
- уменьшению количества правонарушений, совершаемых сотрудниками таможенных органов;
- повышению инвестиционной и туристической привлекательности страны;
- увеличению экспортного потенциала;
- развитию инфраструктуры таможенных органов и усилению социальной защиты сотрудников.
Вместе с тем, настоящим Указом устанавливается, что:
- с 1 августа 2020 года организации железнодорожного транспорта в режиме реального времени будут предоставлять в таможенные органы информацию о перемещении внутри страны вагонов и контейнеров, находящихся под таможенным контролем, путем интеграции своих информационных систем;
- с 1 сентября 2020 года таможенная информационная система «Единое окно» будет внедрена также и на приграничных таможенных постах;
Также, начиная с 1 ноября 2020 года:
- время оформления грузовой таможенной декларации будет сокращено с 3 суток до 1 дня в зависимости от уровня риска;
- сократятся случаи таможенного сопровождения товаров, с расширением использования альтернативных видов таможенного контроля;
- система управления рисками будет внедрена и на автодорожных приграничных таможенных постах;
- при временном ввозе транспортных средств перевозчику будет предоставлена возможность в режиме реального времени в электронной форме заблаговременно до истечения срока обратного вывоза осуществить продление срока временного ввоза и оплату причитающегося сбора;
- в таможенном режиме «переработка на таможенной территории» методика идентификации и оценки нормы выхода продукции будет разрабатываться самим субъектом предпринимательства.
Необходимо отметить, что с внедрением системы «Управления рисками» за прошедший период из общего количество оформленных грузовых таможенных деклараций (ГТД) 61,3% в таможенном режиме «импорт» и 83,5 % в таможенном режиме «экспорт» были оформлены в упрошенном порядке.
В будущем планируется увеличить данные показатели посредством эффективного внедрения упрощенного таможенного оформления с применением «синего коридора», что в свою очередь требует дальнейшего налаживания таможенного контроля после выпуска товаров.
В этих целях, настоящим Указом на Государственный таможенный комитет возлагаются следующие дополнительные задачи:
- осуществление таможенного аудита после выпуска товаров, предусматривающего оценку деятельности участников ВЭД, а также проверку их учета после выпуска товаров и транспортных средств;
- координация деятельности органов санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан за применением ими мер нетарифного регулирования ВЭД;
- проведение глубокого факторного анализа структуры и динамики импорта и экспорта товаров, а также анализа причин увеличения объемов импорта;
- установление сотрудничества с заинтересованными ведомствами по вопросам углубления локализации производства и расширения промышленной кооперации.
В целях эффективной реализации возлагаемых задач таможенным органам также предоставляются следующие права:
- осуществление таможенного аудита товаров и транспортных средств с выездом на места их хранения и реализации;
- проведение проверки ведения учета ввозимых и (или) вывозимых товаров и транспортных средств, в том числе документов бухгалтерского учета и отчетности, а также первичных документов.
Вместе с тем, в структуре центрального и территориальных аппаратов ГТК РУз создаются новые подразделения по осуществлению:
- таможенного аудита;
- контроля нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности и таможенной экспертизы;
- анализу и сбору данных о перемещаемых товарах и транспортных средствах.
9.06.2020