Телефоны доверия
для участников ВЭД
и предпринимателей
11-08
Состоялась пресс-конференция, посвященная таможенной информационной системе «Единое окно»
17592
13 января 2020 года в большом конференц-зале Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан состоялась пресс-конференция, посвященная таможенной информационной системе «Единое окно».

Конференция была посвящена таможенной информационной системе «Единое окно», которая была внедрена в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 20 ноября 2019 года N ПП-4525 «О мерах по дальнейшему улучшению бизнес-среды и совершенствованию системы поддержки предпринимательства в стране».

На мероприятии с докладом на эту тему выступил заместитель председателя Государственного таможенного комитета Б.Рахимов.

В соответствии с Постановлением внедрение порядка оформления документов разрешительного характера и сертификатов, необходимых для осуществления экспортно-импортных операций, через таможенную информационную систему «Единое окно» предусматривалось с 1 февраля 2020 года, но запущено в полном режиме уже с 1 января по адресу  http://singlewindow.uz. В настоящее время этой новой системой активно пользуются 4747 зерегестрировавшихся участников внешнеэкономической деятельности. 

Необходимость ускорения и оптимизации электронного взаимодействия участников ВЭД и контролирующих органов путем внедрения Таможенной информационной системы (далее ТИС) «Единое окно» предусмотрена постановлением Президента РУз «О мерах по дальнейшему совершенствованию административных процедур при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (N ПП-4297 от 23.04.2019 г.). Система отвечает критериям Рекомендаций и руководящих принципов по созданию механизма «единого окна», разработанных Центром ООН по упрощению торговых процедур и электронным деловым операциям. Упомянутые критерии предполагают исключение бумажного документооборота из процесса таможенного оформления, включая разрешительные документы, необходимые для проведения этой процедуры.

Работа по созданию портала ведется с мая текущего года по утвержденному Кабинетом Министров плану мероприятий, разработанному ГТК РУз совместно с Министерством здравоохранения, Госкомитетом ветеринарии и развития животноводства, Госкомитетом по экологии и охране окружающей среды, Агентством «Узстандарт» и Инспекцией «Узгоскарантин».

«Единое окно» позволит субъектам предпринимательства представлять стандартизированную информацию и документы с использованием единого пропускного канала для выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. Полностью отпадет необходимость «обивать пороги» министерств и ведомств, прежде чем получить вожделенное разрешение. В недавнем прошлом этот процесс был длительным и многоэтапным.

К тому же ТИС предоставляет участникам ВЭД возможность:

  • обмениваться всей имеющейся информацией в отношении внешнеторговых сделок, которая подкрепляется нормативно-правовой базой, обеспечивающей конфиденциальность и безопасность такого обмена;
  • удаленно отслеживать стадии оформления разрешительных документов таможенной службой, уполномоченными органами, а также самими субъектами предпринимательства;
  • получать документы разрешительного характера до фактического прибытия товаров на территорию республики на основании предварительной информации.

Посредством «Единого окна» реализуются полный переход на ведение общедоступных реестров разрешительных документов в электронном формате, поддержание в актуальном состоянии открытых данных об эпизоотической, карантинной и фитосанитарной ситуации в Узбекистане и зарубежных странах.  

«Единое окно» – это философия управления, в рамках которого традиционные структуры Правительства трансформируются в новые механизмы, оптимально отвечающие потребностям граждан и субъектов предпринимательства. Основная цель внедрения и развития ТИС – создание единого интерфейса для обмена информацией между уполномоченными органами и участниками ВЭД на основе интегрированной информационной системы и актуальных баз данных, позволяющих участникам внешнеторговых операций получать госуслуги по принципу One-Stop Service (получение услуг в одном месте). Комплексные межведомственные организационные механизмы их предоставления будут прозрачными для потребителей услуг, что поспособствует повышению эффективности и снижению операционных издержек регулирования.

Структурно ТИС состоит из 2 блоков. В первом, расположенном в верхней ленте, содержатся 6 рубрик: подача заявления, о портале, справочная информация, вопросы и пожелания, проверка подлинности выданных сертификатов, система анализа рисков.

Второй блок– основу сайта образуют следующие разделы: справочная информация о нетарифных мерах, интерактивные услуги контролирующих органов, их системы анализа и управления рисками, оформление грузовой таможенной информации, перечень логистических компаний, реестры таможенных и других органов.

Структура ТИС будет совершенствоваться с учетом предложений и пожеланий не только от госорганов, но прежде всего от участников внешнеторговых операций.  

Любой потенциальный импортер/экспортер, планирующий в перспективе ввозить/вывозить товары, для определения своих возможностей может получить через «Единое окно» обобщенное представление различных требований по импорту/экспорту.

Одно из требований к товарам для проведения процедуры таможенного оформления – наличие установленных законодательством сертификатов/разрешений, дающих право ввоза/вывоза товара или его использования на территории республики. Участник ВЭД может ввести запрос по интересующему товару в рубрике «Справочная информация о нетарифных мерах» и получить сведения о необходимых разрешительных документах и их формах, стоимости услуг за их выдачу, реквизитах сертификационных и других органов, выдающих разрешения.  

Также в ТИС субъект предпринимательства может ознакомиться с законодательством, касающимся ВЭД, и действующими размерами ставок таможенных пошлин, НДС и акцизных налогов, сборов и других платежей.

ТИС формирует всю базу разрешительных документов, выданных госорганами. Найти конкретный документ можно через поисковую систему с помощьюQR-кода или по номеру разрешительного документа.

Также система ведет учет времени всех проведенных действий как участника ВЭД, так и представителя госоргана. Рейтинг предоставленных услуг позволит оценить деятельность госорганов в плане временных издержек.

Нужно ли участнику ВЭД представлять разрешительный документ таможенному органу?

Ни бумажные, ни электронные версии разрешительных документов представлять не нужно. Система фиксирует, что разрешение получено. При заполнении ГТД в нужной графе необходимо указать сведения о каждом документе: его порядковый номер и буквенный код согласно Классификатору видов документов и сведений, используемых при заполнении грузовой таможенной декларации (прил. N 12к Инструкции, рег. МЮ N 2773 от 6.04.2016 г.).Также нужно отразить регистрационный номер и дату выдачи разрешений, заключений и других документов (сертификатов, удостоверений и т. д.), выдаваемых уполномоченными органами (у каждого органа свое уникальное буквенно-цифровое обозначение) в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами.

На основе указанных сведений таможенный орган сам проведет сверку с ТИС, чтобы удостовериться в наличии этих данных в «Едином окне».

Функциональная задача «Единого окна» – решение всего комплекса вопросов для полноценного проведения процедуры таможенного оформления.

«Единое окно» - это инструмент не только для госорганов, а прежде всего для предпринимателей. Ведь для участников ВЭД ТИС является окном возможностей, ускоряющим развитие их внешнеторговой деятельности.

В конце конференции журналисты и представители средств массовой информации получили ответы на все интересовавшие их вопросы

 

 

13.01.2020

Для прослушивания выделите текст и нажмите на эту кнопку