В нем участвовали руководители фирм – таможенных брокеров (членов АТБ), представители ГТК, Министерства инвестиций и внешней торговли, Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции, Ассоциации по развитию бизнес-логистики, других организаций – партнеров АТБ, налоговые консультанты и юристы.
Об изменениях и нововведениях в законодательстве, касающихся таможенной сферы и внешнеэкономической деятельности, рассказал заместитель председателя АТБ Энвер Халилов.
Импортеры переходят на НДС
Для формирования эффективной системы налогообложения и таможенно-тарифного регулирования, направленной на стимулирование конкурентоспособного производства, поддержку предпринимательства и здоровой конкурентной среды, поощрение и расширение экспортного потенциала страны, Указом Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот» (N УП-5755от 27.06.2019 г.) внесен ряд нововведений и изменений, касающихся таможенной и ВЭД сферы.
С 1 октября 2019 годасубъекты предпринимательства – импортеры товаров признаются плательщиками налога на добавленную стоимость независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг)(под. «б» п. 2 УП-5755). Энвер Халилов пояснил, что на импортера, успевшего растаможить товар до 1 октября, данное положение не распространяется. Если же он ввезет товар после 1 октября, то обязан перейти на уплату НДС.
Он обратил внимание участников на то, что хозсубъекты, импортирующие товары впервые, обязаны встать на учет в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость с 1 числа месяца, следующего за месяцем заключения импортного контракта. К примеру, если импортный контракт заключен 17 октября, то уплачивать НДС он начнет с 1 ноября.
Отменили ряд льгот
С 1 октября текущего года отменены льготы по налогу на добавленную стоимость, в том числе при импорте, в отношении:
Кроме того,Министерству финансов и ГТК поручено подготовить предложения по кардинальному пересмотру порядка предоставления таможенных льгот, а также отмене ранее предоставленных, обратив особое внимание на:
Эксперт напомнил, что поправки в Перечень технологического оборудования, освобождаемого при ввозе на территорию Республики Узбекистан от импортной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость (рег. МЮ N 2436-9 от 2.05.2019 г.), вступили в силу 4 августа этого года.
Также с 1 октября внесены изменения и дополнения в некоторые решения Президента и Правительства, касающиеся отмены льгот по уплате НДС (прил. к УП-5755).
Ввозить запретили
В целях комплексной организации работ по повышению энергоэффективности, широкому внедрению энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии с 1 сентября текущего года запрещено ввозить на территорию Узбекистана бывшие в употреблении генерирующее оборудование, силовые понижающие трансформаторы, электродвигатели, энергопотребляющее оборудование категории энергоэффективности класса«D».
Заместитель председателя АТБ напомнил, что с 1 января 2016 года техническая документация, маркировка и этикетки обязательно должны содержать информацию о соответствующем классе энергоэффективности используемого оборудования. Это требование установлено постановлением Кабинета Министров «О мерах по внедрению в республике системы обязательной энергетической маркировки и сертификации реализуемых бытовых электроприборов, вновь строящихся зданий и сооружений» (N 86от9.04.2015г.). Оно распространяется на ввозимые в Узбекистан и реализуемые на его территории бытовые электроприборы, включенные в специальный перечень (прил. к ПКМ N 86).
Параллельно запретили помещать под таможенный режим «Выпуск для свободного обращения (импорт)» и продавать бытовые электроприборы, указанные в Перечне. В порядке исключения в свободное обращение были выпущены электроприборы, помещенные в таможенные режимы «Временное хранение» и «Таможенный склад» до 1 января 2016 года и реализованы до 1 июля 2016 года.
Запрет вводился поэтапно: для бытовых электроприборов с классом энергоэффективности «G» – с 1 января 2017 года, с классом «F» – с 1 января 2018 года и с классом «Е» – с 1 января 2019 года.
Если кто-то из участников ВЭД намерен ввезти генерирующее оборудование, силовые понижающие трансформаторы, электродвигатели, то для определения категории их энергоэффективности эксперт рекомендовал обращаться в испытательные (измерительные) лаборатории (центры), другие органы Агентства «Узстандарт», специализирующиеся на сертификации электротехнической продукции по оценке и подтверждению соответствия бытовых электроприборов отечественных и зарубежных производителей определенному классу энергоэффективности.
Нюансы разъяснили
Об использовании системы управления рисками (СУР) в работе таможенных органов проинформировал старший инспектор управления по мониторингу и оценке рисковГТК Шерзод Ниязов. Поскольку у участников семинара вызывали интерес вопросы, касающиеся применения 4 коридоров для таможенного контроля, он подробно разъяснил, почему грузы направляются в тот или иной коридор,какие параметры рисков учитываются приразделении товаропотоков. При этом отметил, что степень риска определяется автоматически на основе СУР.
Если рисков несоблюдения законодательства нет либо они минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, то применяются коридоры («зеленый» и «синий») с упрощенными технологиями таможенного оформления, чтобы не допустить неоправданных издержек предпринимателей, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.
Он уточнил, что в настоящее время порядка 86 % экспортируемых и 28% импортируемых товаров проходят по «зеленому» коридору.
Присутствующие на семинаре таможенные брокеры интересовались сроками прохождения грузов по «желтому» коридору. На одних постах эта процедура занимает 1 день, на других – до 3 дней.
На вопросы: чем это обусловлено и как ГТК намерен ускорить этот процесс – ответил главный инспектор управления по внедрению передовых и инновационных методов таможенного администрирования ГТК Шукрулло Муминов. Он сообщил, что подготовлен анализ по итогам мониторинга временных рамок таможенного контроля в разных коридорах. В настоящее время готовится документ, регламентирующий срок его проведения. Предполагается, что таможенный контроль в «желтом» коридоре должен проходить не более 3 часов, в «красном» – в течение 1 дня.
Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
«Налоговые и таможенные вести»
16.10.2019